ИНТЕНСИ́ВНЫЕ МЕ́ТОДЫ ОБУЧЕ́НИЯ.
Группа методов обучения иностранному языку, ведущая свое начало от разработанного в 60-е гг. болгарским ученым Г. Лозановым суггестопедического метода и включающая следующие методы: метод активизации резервных возможностей обучаемого (Г. А. Китайгородская), эмоционально-смысловой метод (И.
Ю. Шехтер), суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых (В. В. Петрусинский), метод погружения (А. С. Плесневич), курс речевого поведения (А. А. Акишина), ритмопедия (Г. М. Бурденюк), гипнопедия (Э. М. Сировский) и др. Названные методы направлены главным образом на овладение устной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов. Преподаватель в своей работе опирается на неиспользуемые в обычном обучении психологические резервы личности учащегося. Для И. м. о. характерно широкое привлечение коллективных форм обучения, использование суггестивных средств воздействия (таких как авторитет, инфантилизация, двуплановость поведения, интонация и ритм, концертная псевдопассивность). От традиционного обучения И. м. о. отличаются способами организации и проведения занятий: уделяется повышенное внимание различным формам педагогического общения, социально-психологическому климату в группе, созданию адекватной учебной мотивации, снятию психологических барьеров при усвоении языкового материала и речевом общении. Применение И. м. о. целесообразно в условиях краткосрочного обучения языку и при установке на развитие устной речи в сжатые сроки. Создано несколько интенсивных курсов для изучающих иностранные языки (Капитонова и др., 2009; Китайгородская, 1986 и др.; Мосты доверия, 1993; Рожкова, Пирогова, 1981; Русская речь - интенсивно, 1981; Щукин, 2009).